Именно правитель Карий Мавсол сделал богатый торговый город своей сталицей. Имя Мавсола гораздо больше прославило город после смерти, чем при его весьма достойной жизни. Официально Кария была под властью персидского царя, но в повседневной жизни Мавсол действовал вполне самостоятельно. Энергичный правитель решил превратить свою столицу в «идеально построенный город» Одна из легенд рассказывает, что «помешанный на новостройках» Мавсол,чтобы поощрить строительство в столичном городе, заказал соорудить собственную гробницу. Это довольно убедительная версия, ведь египетские фараоны тоже загодя готовили гробницы-пирамиды, чтобы увековечить себя в памяти грядущих поколений Но до наших дней дошла и другая, более возвышенная и романтическая легенда о Мавсоле и Артемисии.
Любовь Артемисии II к ее брату-супругу Мавсолу была так возвышенна и прекрасна, что даже в стихах выразить невозможно. Смерть обожаемого супруга причинила Артемисии нестерпимую боль и повергла ее в глубочайшее отчаянье, Чтобы выразить свою скорбь, безутешная вдова велела перемолоть догорающий труп своего благоверного, смешала порошок с водой и благовониями и выпила эту жуткую смесь. Она хотела стать «живой погребальной урны» для праха усопшего ртемисия решила увековечить память возлюбленного строительством колоссального беломраморного монумента Она не жалела средств и воздвигла в честь Мавсола гигантское сооружение, так сильно поразившее современников, что его назвали одним из семи чудес света. С тех пор монументальные гробницы стали именовать мавзолеями.
По описанию гробницы Мавсола, сделанному Плинием, это была четырехугольная в плане постройка. На высоком каменном цоколе стоял мраморный храм с тридцатью шестью колоннами по периметру. На массивных ионических колоннах покоилась крыша в форме ступенчатой пирамиды. Пирамиду венчала сульптурная группа - квадрига и пара влюбленных, представляющих Мавсола и Артемисию.
Как размещались отдельные декоративные элементы, точно не известно Там было 56 фигур львов, скульптурные портреты Мавсола и Артемисии, различные с многофигурными барельефами фундамент этой постройки найден, и его размеры мы знаем. 38X32 метра. Высота должна составлять примерно 45 метров - почти с 12-этажный дом.
О зодчем, построившем такое громадное здание в IV веке до н.э , нет никаких сведений. Скульптурный фриз, представлявший эпизод борьбы греков с амазонками, возможно, создал Скопас. Другие скульптурные украшения мавзолея вышли из мастерских Праксителя, Тимофея и Леохара. В мраморных барельефах разнообразные сцены из жизни героев мифов, например, битвы с кентавром и подвиги Тезея перемежались с реалистическими изображениями гонок квадриг и сражений греко-персидских войн.
Скорбящая Артемисия не дождалась окончания строительства монументальной гробницы. Она умерла через четыре года после смерти мужа. Несмотря на кончину заказчицы, строительство было успешно завершено, и мавзолей просуществовал несколько столетий. Еще всредние века гигантский мавзолей стоял в целости и сохранности, но в XIII веке землетрясение сбросило наземь его крышу. XV веке в мавзолее хозяйничали крестаносцы. Они разбирали величественное здание по частям, растаскивали камень и мрамор, а также использовали его в качестве строительного материала для постройки укрепленного замка. Крестоносцы вскрыли замурованное внутреннее помешение гробницы, им ничего не досталось - там уже побывали грабители и забрали все ценное. Маловероятно, что никто из крестоносцев не слыхал о мавзолее в Галикарнасе, одном из семи чудес света Но памятники античности не представляли для рыцарей ни малейшей ценности они нарочно разрушали наследие «языческой культуры».
Мавзолей окончательно сровняли с землей и беспорядочно застроили территорию, на которой он находился. Постепенно, через несколько поколений, люди забыли, как выглядел мавзолей галикарнасский и где он стоял.
Только в 1856 году британский дипломат и археолог Чарльз Т. Ньютон открыл остатки фундамента легендарного чуда света в Галикарнасе. Немногочисленные фрагменты мавзолея и сохранившиеся скульптуры, в том числе портреты Мавсола и Артемисии, Ньютон увез в Англию, и они находятся в Британском музее.